Буква закона и натиск жизни

Буква закона и натиск жизни

Дело было так

Во вторник, 17 марта, Рада одобрила постановление № 2374 «Об определении отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, в которых вводится особый порядок местного самоуправления». Документ, к слову, весьма лаконичный – из двух пунктов. Первый сообщал о том, что в отдельных районах и населенных пунктах Донецкой и Луганской областей вводится особый порядок местного самоуправления, а второй – о том, что постановление вступает в силу с момента опубликования. Еще к постановлению прилагался список населенных пунктов, в которых этот самый особый порядок должен был вступить в силу.

Уже в этот понедельник, 23 марта, Рада приняла еще одно постановление за номером 2396 «О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями». Этот документ признает «временно оккупированными территориями» районы и населенные пункты Донецкой и Луганской областей, которые указаны в приложении к предыдущему постановлению «до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и восстановления полного контроля Украины за государственной границей Украины». И все. Так вот сжато, лаконично и… не совсем понятно.

Что это значит?

По словам юриста, «постановление Верховной рады № 2374 принято во исполнение Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В преамбуле Закона сказано, что он определяет «временный порядок организации местного самоуправления, деятельности органов местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Его цель - создать условия для нормализации обстановки, восстановления правопорядка и прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Елена Прядко подчеркнула, что никакого отдельного статуса в международных отношениях населенные пункты, указанные в дополнении к постановлению № 2374 не получали. «Эти территории, бесспорно, оставались украинскими», - сказала она.

 

Также, по ее словам, сам закон не содержит каких-либо требований к изменениям в оформлении документов, не определяет порядок получения социальных выплат, совершения сделок купли-продажи недвижимости или получения документов об образовании.

«С моей точки зрения, постановление определило перечень территорий, которые после наступления мира должны получить, например, возможность использования русского языка как второго государственного, формирования отрядов народной милиции, а органы местного самоуправления на этих территориях смогут участвовать в назначении руководителей прокуратуры и судов», - подытожила Елена Прядко.

Нестыковочка вышла

В то же время, постановление № 2396 признает территории, перечисленные в приложении к упоминавшемуся выше постановлению временно оккупированными. Что это означает и какие социальные последствия за собой влечет?

По словам Елены Прядко, тут есть несколько спорных моментов.

«В сопроводительной записке к постановлению № 2396 указано, что принятие документа не предусматривает внесения изменений в другие законодательные акты, - рассказала она. – Вместе с тем, на сегодня единственным законом, который регулирует правовой режим на временно оккупированной территории является Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Изюминка ситуации в том, что самим законом четко установлено: его действие распространяется исключительно на территорию Автономной республики Крым! Да, с учетом определенных территорий Черного моря и воздушного пространства. Но там ни слова нет о Донбассе! Соответственно, до внесения изменений в этот закон, его нормы не могут распространяться на территории, определенные постановлением № 2374!».

Как будем жить дальше?

Следовательно, на сегодня нельзя четко ответить на вопрос о том, какие социальные последствия будет иметь принятие этих двух постановлений. Особенно – учитывая то, что в пояснительной записке к проекту постановления № 2396 в разделе о социально-экономических и других последствиях принятия документа указано единственное: «Принятие проекта постановления создаст юридическую основу для предъявления Украине консолидированной претензии Российской Федерации в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины».